Special

Объединение Бессарабии с Румынией. Малоизвестные факты

basarabia romania 1024x727 1
Avatar for Julieta Savitchi

Объединение Бессарабии с Румынией! Факты, о которых не все знают. Какие интересы были поставлены на карту, и как управлялась Бессарабия в составе Румынии?

Объединение Бессарабии с Румынией произошло 27 марта / 9 апреля 1918 года. Это был первый шаг к Великому Объединению. Но как обстояли дела в тот период? Конечно, многое неизвестно и сегодня, но Объединение, разумеется, законное, которого потребовал Военно-Молдавский съезд 20-28 октября 1917 года, преодолело извилистый путь со многими неожиданностями.

Объединение Бессарабии с Румынией. Какой была Румыния в марте 1918 года?

Объединение Бессарабии с Румынией произошло в то время, когда Румыния находилась в сложной ситуации. Независимая Румыния была территориально ограничена Молдовой. Линия фронта стабилизировалась на линии Мэрэшть-Мэрэшешть-Ойтуз, но упадок в царской России привел к необходимости заключения сепаратного мира, так как Советская Россия собиралась заключить мир с Тройственным союзом. Великолепная статья в журнале Evenimentul Istoric свидетельствует о том, что сепаратный мир, заключенный Румынией в Бухаресте 24 апреля/7 мая 1918 года, был правильным решением, иначе Румыния оказалась бы в границах Австро-Венгрии, России и Болгарии.

Но вернемся в январь – март 1918 года. Так, 26 января 1918 года Владимир Ильич Ленин конфисковал Казну, переданную Румынией царской России в 1916-1917 гг., а дипломатический представитель Румынии в Петербурге, вопреки дипломатическим устоям, был арестован. Румыния, территориально ограниченная Молдовой, увидев, что деградация в революционной России угрожает жизни бессарабских румын, вмешалась в ситуацию военным путем, переправившись через Прут.

В то время в Одессе действовал РУМЧЕРОД, Временное правительство (Временный комиссариат), возглавляемое большевистским революционером болгарского происхождения Кристианом Раковски (которого Сталин позже казнит во время больших чисток времен террора). В феврале-марте 1918 года Правительство в Яссах (законное правительство, поскольку Бухарест находился под немецкой военной оккупацией) делегировало генерала Александру Авереску для проведения переговоров.

Объединение Бессарабии в опасности. Авереску не считал это целесообразным! Соглашение, которое чуть не стоило Авереску оказаться перед расстрельной командой!

Так, 3 марта 1918 года в Брест-Литовске Ленин соглашается заключить мир с Центральными Державами. Большая часть нынешней Украины, включая Одессу, и значительные военные репарации должны быть уступлены и оплачены. Далее выясняется, что Ленин, конфисковав золото у румын, также использовал его для закупки оружия для гражданской войны и выплаты компенсаций Германии. Не стоит забывать, что в апреле 1917 года Ленин проехал через Германию, запертый в вагоне, „запечатанный, как чумная бацилла” – по оценке Уинстона Черчилля, – с чемоданом золота на 5 миллионов марок для контрреволюции. Или: „милостыня должна быть возвращена”.

Так, румынское золото из Москвы частично оказалось на счетах Германии, а затем, после Версальского мира, вероятно, попало на французские счета. Часть его была обменена на оружие, а то, что осталось от казны (картины, украшения, другие ценности по сей день находятся в России, а Советский Союз передал Румынии лишь некоторые архивные документы и символические предметы). Однако большая часть из 93 тонн золота вполне могла быть использована Лениным в менее ортодоксальных целях.

Так, между 5 и 8 марта 1918 года Авереску подписал с Раковски соглашение, которое могло быть приравнено к государственной измене. Однако Авереску, уроженец Измаильского района, не считал объединение удачным, поэтому он был готов согласиться, чтобы Армия Румынии ушла. Последующие события спасли положение. Единственным, кто знал и мог шантажировать Авереску, был Ионел Брэтиану, когда, желая укрепить PNL, он после подписания Версальских договоров разрешил Народной Лиге управлять страной до выборов 1922 года. Авереску вполне можно было вести на расстрел, несмотря на успех его наступления под Мэрэшть.

Объединение Бессарабии – заслуга коллаборационистского правительства в Бухаресте – Правительства Маргиломана! Скрытая выгода от согласия Германии была в том, чтобы войска из Молдовы остались в Бессарабии

Объединение Бессарабии стало результатом „чуда”. Также „чудом” был и тот факт, что соглашение Авереску-Раковски стало мертвой буквой. Однако „чудо” обернулось горькой, но реальной немецкой логикой. В период с 5 марта по 23 октября 1918 года в Бухаресте премьер-министром стал лидер Консервативной партии Александру Маргиломан.

Тогда Германия позволила Правительству Маргиломана связаться с Правительством Авереску в Яссах (Авереску также занимал пост временного министра Иностранных Дел) и обеспечить исторический процесс согласования воли народа Бессарабии в отношении объединения. Известно, что Совет Страны (рум: Sfatul Țării) был учрежден 4 декабря 1917 года, а независимость Бессарабии была провозглашена 4 февраля 1918 года.

Но почему Германия хотела, чтобы Бессарабия объединилась с Молдовой, которая в то время была независимой Румынией? Немецкий расчет был прост. Оттокар Чернин, последний австро-венгерский министр в Бухаресте (25 октября 1913 – 27 августа 1916), который теперь был министром иностранных дел Австро-Венгрии (23 декабря 1916 – 14 апреля 1918), почувствовал себя униженным, когда во время периода нейтралитета Королева Мария чуть не выгнала его из аудитории!

Договор 1883 года – „кусочек бесполезной бумажки”

Королева Мария считала, что австро-венгерский министр превысил свои полномочия, угрожая Королевской Семье свержением с престола и изгнанием, если они не будут соблюдать договор 1883 года с Тройственным союзом. В период нейтралитета Румынии Чернин предупреждал своего начальника в Вене, своего предшественника в Министерстве Иностранных Дел, что договор 1883 года стал „бесполезным клочком бумаги”.

Теперь Чернин был на сильной стороне, поздравляя себя с тем, что он был прав, и призывая Короля Фердинанда в Рэкэчунь заключить сепаратный мир, переговоры о котором зашли в тупик. Мир, подписанный 7 мая 1918 года в Бухаресте после драматических переговоров в Буфтее, предусматривал, что Румыния уступит Добруджу Болгарии (она имела выход к морю по демилитаризованному торговому пути между Чернаводэ и Констанцей), а хребты Карпатских гор – Австро-Венгрии.

Германия, не имея возможности аннексировать территории в Румынии, забрала себе львиную долю. Она установила 90-летний экономический контроль над румынской экономикой, вплоть до 2008 года. Либо, позволив Румынии объединиться с Бессарабией в марте, Германия получала новую территорию, пригодную только для экономической эксплуатации, за счет Советской России, которая находилась в состоянии контрреволюции.

Объединение Бессарабии – первый шаг к Великой Румынии. Конфликт внутри секретных служб. Спор между Ромулусом П. Войнеску и Михаилом Морузовым

Глава Безопасности румынской полиции, знаменитый Ромулус П. Войнеску, потомок знаменитой семьи Воинистов, имевшей ветви в Молдове и Валахии (Țara Românească), доктор права в Париже, координировал совместную румыно-российскую службу (Румыния и царская Россия были союзниками в 1916-1918 гг.), которая выявила в Бухаресте более 2200 шпионов Центральных держав. Позднее начинает восходить звезда Михаила Морузова, который создал комиссариат в Дельте, чтобы остановить большевистскую агрессию и проникновение русских фальшивых денег для дестабилизации Румынии в экономическом плане.

Начались столкновения между двумя мастерами румынского контршпионажа. Ромулус П. Войнеску (2 августа 1867-19 апреля 1936) изобрел формулу, которую позже использовал Еуджен Кристеску по отношению к коммунистам как агентам Сигуранцы. Ромулус Войнеску говорил: „Из трех коммунистов двое – мои люди”, а на допросах после 1945 года Еуджен Кристеску заявил, что в 1944 году было около 880 коммунистов, будучи уверенным в этой цифре, потому что „половина из них – мои люди”.

Противостояние Войнеску и Морузова началось с того, как справиться с ситуацией в Бессарабии. Войнеску настаивал на вербовке коммунистических агентов для Сигуранцы, а Морузов хотел с ними бороться. Войнеску ушел в отставку в 1928 году (он и Морузов руководили волнениями в Татар-Бунаре, которые помогли объявить Коммунистическую партию в Румынии (рум.: PCdR) вне закона в 1924 году), как раз во время возвращения Карола и его коронации в качестве короля 8 июня 1930 года.

Избавившись от конкурента, Морузов занялся созданием службы, необходимой королю Каролу II. Он продолжал террор в Бессарабии (именно здесь действовал будущий полковник Виктор Прекуп, арделец, вынашивавший раскрытый Морузовым заговор против Карола II 7 апреля 1934 года, накануне Пасхи), предупреждая, что НКВД значительно укрепило свои позиции.

Объединение Бессарабии с Румынией, проигнорированное межвоенной дипломатией

28 октября 1920 года в Париже был подписан Бессарабский Протокол, который де-факто признавал Объединение от 27 марта/9 апреля 1918 года, но оставлял возможность подписания двустороннего румыно-советского договора (Советская Россия не участвовала в конференции, хотя по Версальской системе Брест-Литовский мир между Россией и Германией считался недействительным) после возобновления дипломатических отношений.

Румыно-советские отношения возобновились только в 1934 году. Морузов продолжал предупреждать, что НКВД укрепляется и Бессарабия будет потеряна. В первом Правительстве после Великого Объединения, министром по делам Бессарабии был назначен Ион Инкулец. Так завершилась интеграция бессарабцев и буковинцев в межвоенные правительства. Юлиу Маниу, уроженец Ардяла, был более жестким, желая бороться с „мифами” в Бухаресте, заставив и добившись со второй попытки возвращения и коронации Карола II в качестве короля, только для того, чтобы избавиться от PNL (прим. ред.: Национальная Либеральная Партия).

Объединение Бессарабии – эпилог: Николае Титулеску и Михаил Морузов разыгрывают последние карты

В 1936 году Николае Титулеску в Монтрё в ходе переговоров с советским министром иностранных дел Максимом Литвиновым пытался включить в предварительный протокол от 21 июля 1936 года формулу, которая рассматривала бы Днестр в качестве румыно-советской военной демаркационной линии. Только вот в Москве за Литвиновым последует В. М. Молотов, а Карол II, необъяснимым образом, уволит Титулеску 29 августа 1936 года, и на его место в МИД придет Виктор Антонеску. Советская сторона увидела в перестановках Титулеску, что Румыния не хочет заключать пакт о взаимопомощи с СССР, обговоренный в июле 1936 года.

В 1939-1940 годах Морузов даже готовил предложение об уступке Советскому Союзу части Бессарабии (прим. ред.: она была создана на левом берегу Днестра на территории Украины, Молдавская ССР, предшественница нынешнего Приднестровья – не путать с Приднестровьем Иона Антонеску!), но Карол II не был согласен.

В честь Михаила Морузова (ликвидированного легионерами в Джилаве в 1940 году при пособничестве Иона Антонеску) ЦРУ (сначала возглавляемое Алленом К. Даллесом, бывшим резидентом ОСС в Швейцарии) после 1945 года признало, что дела SSI (Секретная разведывательная служба) в СССР во времена Морузова были самыми полными, превосходящими нацистские. Так, к Михаилу Морузову не прислушались (но и он не прислушивался к мнению Ромулуса П. Войнеску), и летом 1940 года Бессарабия и Северная Буковина, а затем Герцеговина были сданы без боя.

https://evz.ro/unirea-basarabiei-cu-romania-aspecte-mai-putin-cunoscute.html

Despre autor

Avatar for Julieta Savitchi

Julieta Savitchi

Lasă un comentariu